Перейти к содержанию

1.2. Целое число

1.2. Целое число

Давайте представим, что мы в школе. Нет, не на месте ученика, а на месте завуча. Вот занесло! Нашим первым заданием будет подсчитать количество учеников в одном классе. В пятом "А" классе у нас 10 девочек и 15 мальчиков. Числа "10" и "15" являются значениями, которые можно использовать в программе. Для этого надо научиться составлять простые выражения. Они составляются как на калькуляторе. Вот то выражение, что необходимо:

10+15

Ой, не видно ничего не экране! Правильно, надо добавить функцию print:
print(10+15)

Попробуйте запустить код в редакторе, у вас должно быть в выводе 15. Итак, кроме того, что мы познакомились с выражением, мы мимоходом поработали с типом данных. Компьютеру надо точно знать какой тип данных используется, чтобы выбрать правильный набор операций. В нашем примере тип данных - целое число. Ведь еще не придумали половину ученика? Целый тип данных позволяет работать с отрицательными и положительными числами, такими, как -100, 0, 34 и так далее. Итак, из "А" класса перешло 3 девочки в "Б" класс. Попробуем написать выражение, сохранив всю историю:
print(10+15-3)

Отлично, вроде работает. А как выглядят другие операции? Приведем краткий список:

Операция Описание
x + y Сложение
x - y Вычитание
x * y Умножение
x // y Целочисленное деление
x % y Остаток от деления
-x Смена знака числа

Кстати, мы же можем использовать скобки для установки приоритетов в вычислениях! Следующим заданием будет подсчитать, сколько получит школа, если весь 5 "А" класс скинется на шторы? Ну для начала, хотя бы по 50 рублей. Попробуем:

print((10+15-3)*50)

Заметили, мы добавили еще одни скобки, чтобы сгруппировать выражение? Так, с умножением вроде всё понятно, теперь перейдем к целочисленному делению. Это просто. Например, нам надо узнать сколько полных километров в 5320 метрах. Интересно? Не очень, но полезно. Разделим целочисленно на 1000:
print(5320//1000)

Ответ очевиден - 5. Остаток от деления также очень важен. Например, в нашей доблесной столовой было 543 булочки, но после того как прибежало 50 первоклассников сколько осталось? Решаем:
print(543%50)

Оказывается, 43. Можно заметить, что при целочисленном делении числа на 10 мы получаем количество десятков в нем, а при получении остатка от деления на 10 получаем единицы. Проверим:
print(53//10)
print(53%10)

Ладно, пора приступать к практике, постарайтесь решить следующий набор задач.