1.2. Целое число
1.2. Целое число
Давайте представим, что мы в школе. Нет, не на месте ученика, а на месте завуча. Вот занесло! Нашим первым заданием будет подсчитать количество учеников в одном классе. В пятом "А" классе у нас 10 девочек и 15 мальчиков. Числа "10" и "15" являются значениями, которые можно использовать в программе. Для этого надо научиться составлять простые выражения. Они составляются как на калькуляторе. Вот то выражение, что необходимо:
Ой, не видно ничего не экране! Правильно, надо добавить функцию print:
Попробуйте запустить код в редакторе, у вас должно быть в выводе 15. Итак, кроме того, что мы познакомились с выражением, мы мимоходом поработали с типом данных. Компьютеру надо точно знать какой тип данных используется, чтобы выбрать правильный набор операций. В нашем примере тип данных - целое число. Ведь еще не придумали половину ученика? Целый тип данных позволяет работать с отрицательными и положительными числами, такими, как -100, 0, 34 и так далее. Итак, из "А" класса перешло 3 девочки в "Б" класс. Попробуем написать выражение, сохранив всю историю:
Отлично, вроде работает. А как выглядят другие операции? Приведем краткий список:
Операция | Описание |
---|---|
x + y | Сложение |
x - y | Вычитание |
x * y | Умножение |
x // y | Целочисленное деление |
x % y | Остаток от деления |
-x | Смена знака числа |
Кстати, мы же можем использовать скобки для установки приоритетов в вычислениях! Следующим заданием будет подсчитать, сколько получит школа, если весь 5 "А" класс скинется на шторы? Ну для начала, хотя бы по 50 рублей. Попробуем:
Заметили, мы добавили еще одни скобки, чтобы сгруппировать выражение? Так, с умножением вроде всё понятно, теперь перейдем к целочисленному делению. Это просто. Например, нам надо узнать сколько полных километров в 5320 метрах. Интересно? Не очень, но полезно. Разделим целочисленно на 1000:
Ответ очевиден - 5. Остаток от деления также очень важен. Например, в нашей доблесной столовой было 543 булочки, но после того как прибежало 50 первоклассников сколько осталось? Решаем:
Оказывается, 43. Можно заметить, что при целочисленном делении числа на 10 мы получаем количество десятков в нем, а при получении остатка от деления на 10 получаем единицы. Проверим:
Ладно, пора приступать к практике, постарайтесь решить следующий набор задач.